Небольшая заметка о конфликте в школе села Урлу-Аспак (Майминский район) была опубликована на нашем сайте несколько дней назад и собрала немало откликов. Суть в том, что директор школы Александр Мамашев создал в педагогическом коллективе невыносимую обстановку. Кроме того, Мамашев, как нам рассказали, не имеет высшего, а только среднеспециальное образование (учитель физкультуры), является ставленником бывшего главы Майминского района Евгения Понпы и членом партии «Единая Россия». Интересно, что многие отклики в социальных сетях были в пользу Александра Мамашева, его называли отличным педагогом, хорошим директором, прямо говоря, что судимых у нас, особенно в деревнях, много и это не страшно, и «кто прошлое помянет», и «трясите лучше чиновников», а «единоросс» – это вообще не маркер, мало ли кто где состоит, и «тут наши дети учатся, а не ваши, не лезьте вообще», ну и по традиции жалующихся педагогов назвали обиженными и ленивыми, которым стоит обратить внимание на себя... В общем, все как мы любим.
Поэтому предлагаем читателям интервью Сергея Михайлова с учителями Урлу-Аспакской школы по поводу ситуации в коллективе и по поводу поведения директора в частности.

- Сколько лет у вас господин Мамашев А.А. работает директором школы? Давайте с этого начнем.
- В 2017 году, не учитывая мнения педагогического коллектива, на должность директора школы был назначен Мамашев Александр Айлдашевич – учитель физической культуры, не имеющий высшего образования и опыта административной работы.
Он, Александр Айлдашевич, промолчал на собрании коллектива, не выдвинул свою кандидатуру сам, а потом приехал, буквально на следующий день, – тогда был главой района Евгений Алексеевич Понпа, – собрал нас в кабинет и сказал, что Евгений Алексеевич вызвал его к себе и сказал: «Правь сколько хочешь». Вот эту фразу хорошо все помнят.
- Видимо, Евгений Алексеевич Понпа недопонимал, что он человек такой эмоциональный, а счел, что директор-мужчина будет более спокойным...
- Не думаю, что он недопонимал...
- Вопрос такой: а у Мамашева с Понпой до этого какие-то отношения были? Может быть, на выборах на него работал или что-то такое было?
- Да, они в партии «Единая Россия».
- А-а-а, всё понятно, отлично – правь сколько хочешь, ладно. Дальше что происходило?
- Правь сколько хочешь. Ну, правь, правь. Мы тогда не придали этому значения, всё-таки он рвался уже на это место, его было видно, амбиции у него всегда были и есть.
Начнем с того, что он был просто учителем физкультуры, у него бесконечно были столкновения и с директорами, которые были у нас, и с коллегами. Его даже разбирали и за грубость на профсоюзном собрании. На него написала одна молодая учительница, которая приехала к нам преподавать иностранные языки, прекрасный педагог, очень перспективная, ее поставили заместителем директора по учебно-воспитательной работе, и она у него просила рабочие программы. Раз попросила, два, а потом он ее отправил далеко, прямо матом…
- Проще говоря, она требовала от него определенные письменные отчеты рабочие программы, так?
- Да, рабочие программы должны быть. Это у нас первый документ, который нужен для работы.
- Может быть, он испугался признаться, что у него сложности с этим, и попросить помощи?
- Нет, он ее отправил, обругал, чтобы больше не приставала к нему эта «салага». Она написала заявление в профсоюз. Когда разбирали эту ситуацию на профсоюзном собрании, он настоятельно заверял, что такого больше не повторится. Она все-таки, уехала… Очень жаль, что от нас ушёл перспективный молодой специалист, грамотный, интеллигентный.
- Он ее обругал-то трезвый?
- В школе, конечно, трезвый.
- Слава богу, так, ладно, давайте дальше? Скажите, как вы считаете, в чем суть конфликта?
- За эти годы своего руководства Александр Айлдашевич не смог наладить отношения с коллективом, так как вел себя некорректно по отношению к коллегам, пытался все вопросы решать авторитарно, путем давления и угроз: «Я директор, значит, я прав! Кто не согласен, могут писать заявление по собственному желанию. Незаменимых нет!». Библиотекарем, по совместительству секретарем, взял жену, Мамашеву Марал Амановну, и все стало под грифом «секретно». Его деятельность вызывает недоверие со стороны коллектива по некоторым вопросам…
- Он уже четвертый год работает директором, почему конфликт возник сейчас?
- Мы на многое закрывали глаза, понимая, что у него нет опыта работы в руководящей должности. С начала 2020-2021 учебного года атмосфера в коллективе обострилась, так как директор явно стал выделять для себя «незаменимых»: жена (секретарь), сестра жены (учитель географии) и ее подруга (учитель английского языка) и делал им послабления. Также сестра директора работает уборщицей, муж сестры – сторожем-разнорабочим. Конфликты стали возникать регулярно, постоянные придирки и разбирательства со стороны директора к остальным педагогам, с подачи его родственников. Поэтому мы уже не можем больше этого терпеть и молчать о сложившейся ситуации. Мы считаем, что школа – это государственное учреждение, где должна быть благоприятная социально- психологическая атмосфера для всех участников учебного процесса.
- Какие конкретно возникали споры?
- Он и в те годы многое себе позволял в высказываниях. Учитель технологии часто делал ему замечания. Не знаем, что у них там, личное или что, но они постоянно сталкивались, чуть не до драки. Это было прямо на педагогических собраниях. Александр Айлдашевич до последнего будет отстаивать свое мнение, даже если не прав, легко спор переводит в конфликт и может не посчитаться ни с кем: взрослый, мужчина, женщина…
- Непосредственно дошло до мордобоя или угрожал он ему?
- Нет, до мордобоя не доходило. Им тоже говорили, чтобы вышли, выяснили отношения, почему мы на собрании должны все время это терпеть?
- А сколько лет директору? Он молодой, что ли? Почему он так себя ведет?
- Он с 1971-го года.
- Ну, он взрослый мужчина, уже под 50 лет ему и до сих пор в драку лезет.
- В том-то и дело, да. Но это его суть - амбиции, гордыня и нажива.
- К наживе мы еще вернемся. Пока только про гордыню было, то есть как он ведет себя как директор?
- Конфликты возникали, но зная его, никто не хотел связываться. Александр Айлдашевич, чувствуя свою безнаказанность, стал в открытую грубить учителям, вот и молодой учительнице нагрубил прямо в учительской в присутствии других учителей, довел до слёз, затем еще сказал, что она сама виновата, не соблюдает субординацию, и что надо привыкать к такому отношению. Она ждала, что директор подойдёт, скажет, что погорячился. На этом весь конфликт был бы исчерпан. Но этого не произошло. Даже здороваться на работе с ней перестали и директор, и его жена, и сестра. Тогда она написала докладную на имя заместителя управления образования Майминского района Бондаевой Е.М.. Документ подписали 9 учителей из 13 (не подписали 3 родственника директора школы и 1 учитель воздержался).
- Как отреагировало управление образования?
- 18 февраля было проведено собрание всего трудового коллектива МБОУ «Урлу-Аспакская ООШ», на котором было рассмотрено несоответствующее грубое, некорректное обращение директора к педагогу, но Александр Айлдашевич своей ошибки не признал и извинения приносить не собирался. Марал Амановна (жена директора) всем говорила, что учительница сама виновата, не соблюдает субординацию и спровоцировала конфликт, тем самым искажая факты. «Будет он еще просить прощение у какой-то салаги», – дословное высказывание жены директора. Было задано много вопросов, на которые не было конкретных ответов. Представители администрации района и управления образования Абрамова О.Ю. и Бондаева Е.М. сказали, что будет проведена проверка деятельности школы и пытались урегулировать вопрос внутри коллектива. Коллектив же поднял вопрос о снятии с должности директора Мамашева А.А., на что Абрамова О.Ю. сказала, что такие вопросы решаются на уровне Главы Майминского района.
- Проверка была?
- Да, была, но мы считаем, что внеплановая проверка со стороны управления образования Майминского района была направлена для давления на коллектив и в поддержку директора. Как мы и предполагали, проверка была проведена в отношении тех педагогов, которые подписали обращение. Мы считаем, что деятельность директора проверяли поверхностно, так как директор явно дал понять, что мы ничего не добьемся и ему ни чего не будет... Даже дисциплинарного выговора не было…
- На этом все?
- Нет. Мы подождали. Извинений перед педагогом со стороны директора не последовало. Тогда мы написали обращение на имя Главы Майминского района Птицына Р.В. Обращение было направлено в конце февраля и зафиксировано в приемной 1 марта, в течение месяца мы ждали, но к нам приехали только 10 апреля. Было проведено собрание трудового коллектива школы. Коллектив из 9 педагогов настаивал на снятии с должности директора Мамашева А.А.. На собрании Роман Викторович Птицын в открытую сказал, что все мы не найдем работу в Майминском районе. Также было предложено дать возможность директору исправить ситуацию в школе до июня. Далее провести повторное собрание. Александр Айлдашевич вместо того, чтобы собрать коллектив, обсудить, найти компромисс, решил искать поддержку среди населения, собрать подписи в поддержку его как директора, тем самым разделив мнение села и вызвав споры среди населения. На данный момент ситуация усугубляется -- на учителей оказывается моральное давление.
- И что директор, послушал совет Птицына?
- Вы о чем говорите, нет, конечно. Он же никого не слушает… Стал собирать на всех компромат. Мы понимаем, что Мамашев А.А. является депутатом районного Совета и удобным человеком для Администрации Майминского района. Единственное, чего мы не понимаем, как это может повлиять на отношение коллектива к директору. Как директор будет работать с коллективом, среди которого он не пользуется авторитетом и уважением? Никто не умаляет достоинств Мамашева А.А. как педагога, об этом даже речи нет. Но в школе были случаи, когда был первый директор, приходили родители, жаловались на то, что он (Мамашев) обижает детей на тренировках, на физкультуре, допустим, результата требует от них и так далее.
- Ну, он в основном мальчиков, наверное (обижал)?
- Да, мальчиков. Но Мамашева А.А. всегда прикрывал от родителей наш директор. При нем мы были как за каменной стеной, конечно. Сейчас он ушел на пенсию.
- Ну, кидался – это гордыня, это эмоции, так... А что за компромат? Досье?
- Оказывается, он собирал досье на каждого.
- Прямо письменное? Тетрадку, да?
- Да. Малейшее что-то – бесконечные разборки, бесконечные. Вот, допустим, учитель позвонил, что он заболел – и начинаются звонки в больницу (звонит и директор и его жена), вызовы в кабинеты, объяснительные, отчитывания, как детей, понимаете?!
- Ну, если учитель заболел, так он же в дальнейшем больничный предоставляет.
- В том-то и дело. Может быть, не сегодня, – возможно, ему сегодня настолько плохо, что он не может, поэтому и звонит, предупреждает, что у него больничный.
- Ну да, понятно. И он к этому придираться начал. Он педучилище закончил, наверное, раз он учитель физкультуры?
- Да, педучилище.
- То есть, высшего образования нет. У меня вопрос: а жена его стала секретарем, когда он стал директором?
- Да. До нее работал учитель, которого убрали с этой должности и даже не предупредили, о том, что она уже не будет секретарем. Она узнала об этом 1 сентября, когда вышла на работу из отпуска. Когда пришла Марал Амановна, стало вообще невыносимо. Сестра жены преподает у нас географию и биологию... Она преподавала короткое время, потом ушла, несколько лет не было ее...
- И она вернулась к вам в школу, когда он стал директором, так?
- Да, именно так.
- Так. Три. Дальше.
- Дальше его сноха – жена сына. Пришла работать примерно весной на большом сроке беременности. В декрет ушла где-то в мае-июне.
- Можно поподробнее – в какой она должности?
- Она в должности преподавателя географии.
- Это формально. А фактически она появляется в школе или нет?
- Нет. Она числится, но все это время в декрете.
- Видите, если «мертвая душа», то это уголовное дело. А тут… Ну, а в итоге детям географию хоть кто-то преподает?
- Сестра жены его и преподает. Учитель географии. Был случай, когда ребенок на уроке лежал на парте, ничего не делал, учитель пожаловалась директору. А ученик в ответ сказал, что ему скучно на ее уроках географии.
- На этом клан Мамашевых закончился или еще кто-то есть?
- Уборщица – его сестра, но она и до этого там работала. И муж сестры – завхоз-кочегар.
- Вот, ясно, классическая картина, но здесь, правда, надо сказать, что в принципе, у вас же село небольшое и там Мамашевых много, я правильно понимаю?
- Не сказать, что очень много, но они – основная часть в школе.
- Весь клан Мамашевых – это клан вокруг директора в школе. Техничка работала до этого, а вот завхоз… Финансовые нарушения отчетливые есть?
- Недавно приезжала Абрамова О.Ю., когда вот это началось и мы написали в районо, тогда Ольга Юрьевна привезла выписку о премиальных. Выяснилось, что премиальные в других школах все получили хорошие, в размере оклада, у кого-то побольше даже получилось, но у нас почему-то вышло две с чем-то тысячи, немножечко там.
- То есть у вас премиальные оказались маленькими...
- Тридцать тысяч на весь коллектив. А нас 14 человек.
- Так, это чуть больше двух тысяч на человека... но при этом возникает экономия фонда оплаты труда, я правильно понимаю? А после этого как директор и его клан эти деньги извлекают и воруют? Вот мне интересно.
- Мы не знаем, это нужна проверка и потом Абрамова О.Ю. сказала: «Он всех вас любит одинаково, но одному человеку он больше премию выписал. Если он пожелает, то скажет вам, кому и за что». То есть, если он пожелает!
- Премиальных 30 тысяч, каждому получилось по 2, а одному тогда незначительно больше, или все-таки значительно больше?
- Одному кому-то больше, а вот кому, за счёт каких средств и почему – мы не знаем. Не в этом суть, конечно. А в том, что у Мамашева А.А. образование только среднеспециальное и уголовная судимость. А по федеральному закону он не имеет право…
- Какая судимость у него? За что?
- Кража леса в крупных размерах.
- Подождите, ну да, это общеуголовное преступление, кража. А прокуратура как на это смотрит?
- Мы не знаем, как она смотрит, потому что только написали заявление в прокуратуру, до этого мы обращались в районо, они нам не дали письменного ответа, приехали сюда. Р.В. Птицын тоже письменного ответа не дал. Министерство откликнулось.
- Ну, у него этот приговор вступил в законную силу, он условное, наверное, получил или что-то такое?
- Вступил. Эта информация находится в свободном доступе.
- Ну, как физрука туда-сюда еще, ну понятно.
- Не было бы никаких проблем, если бы это был беспристрастный грамотный руководитель, который не создаёт конфликтные ситуации, некомфортные условия для работы, а урегулирует и устраняет их.
- Вы очень четко причину обозначили: единоросс единоросса назначил – иди и правь. Вот и всё.
- Да. Он им выгоден просто как голос. 28 мая 2021 года приезжали из Управления образования с показательными выступлениями.
- А что случилось?
- В течение года были разногласия с родителями и двумя учителями. Конфликты решены мирным путем. Но директор вызвал родителей, потребовал, чтобы они написали заявления, мы не знаем, как он на них воздействовал, но они написали. Мамашев А.А. сказал, что этому заявлению не будет хода, потому что родители просили: «Никуда!» А он это все отвез в управление образования.
- Понятно, он таким образом хочет двух учителей уволить.
- Перед уроком тоже – бесконечно вызывает учителей, то один со слезами, то другой, выходят от директора нервные, а надо взять себя в руки и вести уроки.
- В итоге вот эта грубость дошла до невыносимой обстановки.
- До невыносимого такого давящего климата. Нездоровый климат. Мы обращались в министерство образования и науки Республики Алтай. Пришел ответ, о том, что по результатам рассмотрения обращения фактов, подтверждающих грубое и бестактное отношение к педагогам, не выявлено. Обращение рассматривалось совместно с управлением образования Майминского района. Но при этом ни одного представителя из министерства мы не видели в школе. Как проверили, что грубости не было? Непонятно.
Мы не против Мамашева А.А. как педагога, об этом нет речи. Но как директор, после того, что он сам создал в коллективе нездоровую обстановку и постоянно подпитывает её, Мамашев А.А. возглавлять школу не может. Он нарушает Федеральный закон об образовании № 273-ФЗ, ч.2 ст.51 от 29 декабря 2012 года, где чётко сказано о том, что кандидатуры на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям.

Интересный материал? Подпишитесь на наш канал в Telegram https://t.me/listock04 , чтобы получать больше интересных новостей.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 3.80 (10 голосов)