Конституцией Российской Федерации закреплен статус коренных малочисленных народов: Статья 69. 1. Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. 2. Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей Российской Федерации, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации «защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей» является обязанностью органов государственной власти. Включение этого положения в Конституцию Российской Федерации подчеркивает приоритетность этой задачи.

Принято три федеральных закона, которые закрепляют правовое положение КМН. Во всех этих законах предусматривается возможность учета обычаев и традиций коренных народов, как при осуществлении традиционного природопользования, так и в целях защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни.
Таким образом, российская правовая система была приведена в соответствие с принципиальными положениями, содержащимися в международных документах.
Одним из них стал Федеральный закон “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ (далее – ТТП).
Целями образования ТТП являются: защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных народов; сохранение и развитие самобытной культуры малочисленных народов; сохранение на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия.
ТТП, в первую очередь, должны образовываться в тех местах, где существует угроза нарушения исконной среды обитания или причинения ущерба традиционному природопользованию и традиционному образу жизни коренных малочисленных народов. Такая угроза практически всегда существует, когда в местах проживания и ведения хозяйственной деятельности этих народов начинается осуществление хозяйственной деятельности, не являющейся для КМН традиционной. Сегодня это, прежде всего, разработка и добыча полезных ископаемых, рубки леса, строительство трубопроводов, ГЭС и иных объектов. Негативное влияние такой хозяйственной деятельности неустранимо на протяжении многих десятков лет.
Коммерческое освоение природных ресурсов приводит к дисбалансу в окружающей среде, который влечет за собой сокращение охотничьих и рыболовных угодий, утрату тех природных ресурсов, которые составляют основу традиционного природопользования и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов.
Следствием этого является разрушение традиционного образа жизни и уникальной культуры коренных малочисленных народов.
За примерами далеко ходить не надо:
- С охотничьих угодий Майминского, Турочакского, Чойского районов в годы советской власти выжили всех коренных тубаларов, кумандинцев и челканцев. Коозверопромхоз по логам, где охотились представители сеоков КМН, расставил своих наёмных охотников. КМН остались без охотничьих угодий. Так был уничтожен один из основных видов традиционной хозяйственной деятельности КМН;
- Коммерческая деятельность по реализации кедровой древесины привела к снижению спелого кедрового древостоя на 70%. Два века назад правители были намного грамотнее, понимали, что сибирский кедр является самой крупной кормовой базой всех животных тайги, в том числе и человека. За рубку кедра на законодательном уровне полагалась смертная казнь.
Сегодня всякими санитарными рубками, рубками ухода и другими уловками лесорубы-коммерсанты хотят дальше оставить за собой право на валку сосны сибирской – кедра. В настоящее время в двух районах ведут лесоустроительные работы. Но как они ведутся? Квартала, где растут кедры, которые лесоустроителями были сокрыты в предыдущем лесоустройстве, по протоколу лесоустроительного совещания, автоматически вошли в эксплуатационные леса нового плана лесоустройства. Кедр, который ежегодно орехом даёт населению экономическую выгоду на порядок выше, чем при реализации древесины, будут дальше пускать под топор.
Кроме того, кедр для тубаларов является священным деревом. Топор, занесённый над кедром – это топор, занесённый над религиозным мировоззрением тубаларов, над их культурой.
- В результате неуправляемой заготовки лекарственно-технического сырья коммерсантами, золотой корень остался только в труднодоступных местах. Весной черемшу пропалывают с корнями. Всё ради денег.
- Сегодня в тайге косули стало больше. Никто не задумывался, почему? Маралы, когда их было много, выгоняли косуль дальше, в степные районы. Исчезает марал, нишу заполняет другой вид. Это результат слабого контроля и охраны в охотничьих угодьях. Результат коммерческой деятельности комитета по охране животного мира и охотпользователей.
Возникает сплошной ералаш, большой пробел в охране, когда статус охранника природных ресурсов совмещают со статусом пользователя. Лесник не должен быть лесорубом. Егерь не должен быть охотником. Государственный служащий не должен заниматься коммерческой деятельностью.
- В школах поголовно обучали на русском языке. Родной тубаларский язык теперь знают только единицы последних «могикан». Умрут они, и нет носителей культуры. Не секрет, что язык нации – это основной носитель информации о культуре народе.
Это далеко не полный перечень примеров.

В России на законодательном уровне с помощью специальных норм закреплена возможность ограждения от негативного воздействия любой хозяйственной деятельности на исконную природную, историческую и культурную среду, которая формирует образ жизни коренных малочисленных народов.
Закон о ТТП работает на региональном уровне в тех субъектах Российской Федерации, где власти осознали необходимость и ведут работу по сохранению традиционного природопользования и культуры коренных малочисленных народов. В ряде субъектов Российской Федерации приняты региональные законы о территориях традиционного природопользования, которые более детально регулируют порядок функционирования таких территорий:
- закон Ханты-Мансийского автономного округа от 28 декабря 2006 года «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;
- закон Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2006 года «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)»;
- закон Амурской области от 27 октября 2003 года «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера Амурской области»;
- Сегодня ТТП регионального и местного значения в соответствии с Законом о ТТП созданы в Ненецком автономном округе.

Какой народ может сохранить свою культуру, вися в воздухе, не имея под собой закреплённой за ним земли? Когда нацию загоняют в такую ситуацию, это называется скрытым геноцидом правителей в отношении данного народа.
Ключевыми позициями для коренных малочисленных народов являются вопросы управления ТТП. Для этого в Положении о ТТП отражаются возможности коренных малочисленных народов и их общин участвовать в принятии любых решений, связанных с функционированием конкретной ТТП, то есть регламентировать механизм соуправления.
Например, с помощью Координационного Совета ТТП, созданного для обеспечения единства управления и контроля на ТТП с учетом традиций и обычаев коренных малочисленных народов и состоящего из представителей;
- коренных малочисленных народов и их общин, осуществляющих свою деятельность на ТТП;
- представителей Ассоциации коренных малочисленных народов конкретного субъекта Российской Федерации;
- представителей муниципальных образований (органов местного самоуправления), находящихся в границах ТТП;
- представителей населенных пунктов, находящихся на ТТП.
Что должен решать такой Совет:
- координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общин коренных малочисленных народов, а также иных лиц, которые осуществляют управление и контроль на ТТП;
- обеспечение контроля за соблюдением режима особой охраны;
- подготовка и внесение в установленном порядке предложений по вопросам управления и контроля на ТТП, требующих решения органов государственной власти и органов местного самоуправления.

ТТП регионального значения как юридическое лицо решает сразу все вопросы на закреплённой за ним территории:
- Сакральные места получают табу на любую хозяйственную деятельность, она становится на данной территории запрещена. ФЗ о ТТП, статья 16. Объекты историко-культурного наследия в пределах границ территорий традиционного природопользования (древние поселения, другие памятники истории и культуры, культовые сооружения, места захоронения предков и иные имеющие историческую и культурную ценность объекты) могут использоваться только в соответствии с их назначением. Из статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединений» от 23 сентября 1997 года № 125-ФЗ следует, что как ТТП могут выделяться не только культовые сооружения, но и иные места и объекты (например, священные земли, реки, озера и прочие природные объекты), имеющие религиозную ценность.
- Туризм из дикого загоняется в цивилизованные рамки правилами, установленными координационным советом.
- Усиливается охрана объектов животного и растительного мира. Сохраняется биоразнообразие на территории ТТП. ФЗ о ТТП, статья 15. Охрана окружающей среды в пределах границ территорий традиционного природопользования обеспечивается органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов.
- Сохраняет и помогает возрождать культуру малочисленного народа.

Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Принят Государственной Думой 16 апреля 1999 года. Одобрен Советом Федерации 22 апреля 1999 года. Почему законодатели Республики Алтай до настоящего времени не приняли закон о КМН Республики Алтай? Тянут резину 22 года. В других регионах подобный закон давно уже действует.
Уважаемый В.В. Ромашкин, который уже не один срок возглавляет комитет по национальным вопросам в Госсобрании РА, громогласно не раз объявлял, что благодаря ему в РА принят закон о КМН. Врёт без зазрения совести?
Разговаривал с другими депутатами законодательного собрания. Ответ такой: «Закон не принят, потому что требует доработки». Получается, что у членов комитета по национальному вопросу не хватает профессионализма. За столько лет не могут довести закон до ума.
Есть такой документ на сайте Правительства РА, Лесной план Республики Алтай, утвержден Указом Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 17 октября 2012 года № 267-у. Дословная выписка из плана:
«В лесном плане предусматривается создание территорий традиционного природопользования в местах компактно проживающих коренных малочисленных народов. По согласованию с органами местного самоуправления Республики Алтай, Ассоциацией коренных малочисленных народов Республики Алтай такие территории создаются: в Турочакском административном районе (1106,0 тыс. га); в Улаганском административном районе (1839,4 тыс. га); в Кош-Агачском административном районе в границах сельских поселений Кокоря, Теленгит-Сортогой, Кош-Агач, Мухор-Тархата, Ортолык, Курай, Кызыл-Таш, Чаган-Узун, Бельтир, Беляши (1834,5 тыс. га); в Майминском административном районе в границах сельских поселений Карасук, Сайдыс, Александровка, Урлу-Аспак (3,5 тыс. га); в Чойском административном районе в границах сельских поселений Ускуч, Каракокша, Паспаул, Салганда, Тунжа, Уймень, Красносельск, Ынырга (352,0 тыс. га)».
Повезло министерству лесного хозяйства РА, что у руля не И.В. Сталин. Зато не повезло коренным малочисленным народам РА.
Есть проект закона по созданию ТТП в РА подписанный так же А.В. Бердниковым. Почему документы по созданию ТТП подготовлены, но не приняты???
Один из ответов членов Правительства РА – мол, КМН не делают заявок. Неправда. Заявки подавали члены Ассоциации КМН «Туба Калык». От общин Чойского района подавал Карасёв. Общины Турочакского района подавали заявки. Все получили отказ. Сейчас подала заявки Ассоциация КМН «Звенящий кедр».
Я присутствовал на селекторном совещании Представителей власти РА и Президента Ассоциации КМН РФ. Мне дали слово. Первая реплика, которую я услышал от членов Правительства РА: «Почему башкир подымает вопрос, затрагивающий интересы коренных малочисленных Республики Алтай?». Не спасибо за то, что делаю их работу, прописанную в Конституции РФ, а именно возмущение.
Отвечаю:
- Семья у меня тубаларская. Жена Петургина Нина Алексеевна чистокровная тубаларка. Дети Тимур и Расиля судом признаны тубаларами. Как мужчина, я обязан заботиться об их будущем. Так меня учил мулла, мой дедушка. Потому что, проработав тридцать лет в охотнадзоре, в отличие от некоторых правителей, пропитался духом местных аборигенов. Изучая их обычаи, традиции, языческую религию, понял, что их культура уникальная. Создавалась веками для сохранения окружающей среды, трепетного отношения к ней и святой любви как к матери, давшей им жизнь. Такую культуру надо сохранять как образец почитания нашей общей прародительницы - матушки природы. Почему бы Республику Алтай не сделать этнокультурным заповедником? Не резервацией индейцев, как в США. Ещё раз повторяю - ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ЗАПОВЕДНИКОМ, с сохранением их самобытности, которая ещё совсем не уничтожена наслоением других культур. Я уже был за порогом смерти. Знаю, что со смертью тела моё я не исчезло. Ублажая прихоти своего тела, люди идут на любые ухищрения. Как ни пыжьтесь, а все, что нажили, оставите по эту сторону. Душа ваша в дальнейший путь, пойдёт только с багажом ваших грехов и ваших благих дел.

Какую ещё страшилку о ТТП я услышал, присутствуя в рабочей группе по созданию ТТП регионального значения: «Получив территорию, коренные малочисленные заявят, это наша территория, только мы должны пользоваться её дарами».
ФЗ о ТТП, статья 13: Использование природных ресурсов, находящихся на территориях традиционного природопользования, для обеспечения ведения традиционного образа жизни осуществляется лицами, относящимися к малочисленным народам, и общинами малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обычаями малочисленных народов.“Лица, не относящиеся к малочисленным народам, но постоянно проживающие на территориях традиционного природопользования, пользуются природными ресурсами для личных нужд, если это не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.“Пользование природными ресурсами, находящимися на территориях традиционного природопользования, гражданами и юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности допускается, если указанная деятельность не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.“На земельных участках, находящихся в пределах границ территорий традиционного природопользования, для обеспечения кочевки оленей, водопоя животных, проходов, проездов, водоснабжения, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, а также других нужд могут устанавливаться сервитуты в соответствии с законодательством, если это не нарушает правовой режим территорий традиционного природопользования.
Земля остается в федеральной собственности. ТТП как юридическое лицо находится при министерстве природных ресурсов РА.
Порядок пользования природными ресурсами на территории ТТП определяет координационный совет ТТП. В координационный совет входят представители местной администрации, сельских поселений, общин КМН и представители КМН, представители Ассоциаций и администрации ТТП.
Главное – на территории ТТП местное население привлекается к соуправлению. Без их согласия не принимаются никакие хозяйственные решения по использованию природных ресурсов на ТТП.
Чтобы вопрос о создании ТТП регионального значения был решён до конца, нужна политическая воля Законодательного собрания и Правительства РА.
У меня давно возникло такое подозрение, что воля наших правителей и законодателей откланяется от конституционных основ призмой, молекулы которой состоят из денежных купюр нашего «брата на века» – Китая. Недаром местная администрация прилагала максимум усилий, чтобы не выселять китайскую диаспору из Паспаула. А сейчас под видом бурятов внедрили в Турочакском районе.
От себя добавлю. На носу выборы в законодательные органы РФ. Считаю, что только достойный представитель алтайцев сможет отстаивать интересы алтайского народа в российском парламенте. Как Валерий Чаптынов, впитавший с молоком матери любовь к природе Горного Алтая, и запретивший рубку кедра в РА. Такой человек у вас сегодня есть. Посмотрите, кого из алтайцев боятся и гнобят в РА, приписывают ему национализм чуть ли не в незаконной форме.
Любить свой народ и отстаивать его интересы, культурные ценности – это обязанность каждого гражданина, национализм здесь не проглядывается.
Опять выберете представителя партии «Единая Россия» – получите очередного кивальщика в законодательных органах РФ. В РА партия «Единая Россия» на выборах набирает в пределах 30% от числа пришедших на выборы. Это весь административный ресурс, которых кнутом и пряником правящая партия загоняет на выборы.
Оторвитесь от экрана телевизора, ежедневно зомбирующего вас. Оглянитесь вокруг, куда докатилась наша страна, после предательства руководства Центрального Комитета Коммунистической Партии. Страна из лидирующей державы скатилась на задворки третьего мира. Сравните реалии жизни с хвалебными речами наших правителей и их политологов. Сделайте правильный выбор.
Чтобы всё изменить, нужно в течение трёх дней оторвать от дивана свою задницу, прийти на избирательный участок и проголосовать за кандидатов, оппозиционно настроенных к правящей партии и её ставленникам в Правительстве.
Рахимьян Башаров

Интересный материал? Подпишитесь на наш канал в Telegram https://t.me/listock04 , чтобы получать больше интересных новостей.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.92 (6 голосов)