В Горно-Алтайске в конце марта прошла научно-практическая конференция по алтайскому языку. В рамках конференции на круглом столе выступила с темой «Алтай и алтайцы: спорные вопросы времени» доктор филологических наук, профессор алтайского языка и литературы (ГАГУ) Нина Михайловна Киндикова. Казалось бы, невозможно возразить светилу науки. Однако я, туба-обыватель, попытаюсь высказать своё мнение. Во-первых, я не согласен с профессором насчёт утверждения «ошибочного разделения» единой народности на самостоятельные народы.

Точнее, с переписи 2002 года по «ошибочной версии московских этнографов северные и южные алтайцы: кумандинцы, челканцы, тубалары стали коренными малочисленными народами. Даже теленгиты Улаганского и Кош-Агачского районов стали самостоятельным этносом!» – сказано в вашем докладе. Деление алтайцев на «южных» и «северных» было предложено в середине XIX века миссионером В.И. Вербицким. И продолжает сохраняться в историко-этнографической литературе. Книга «Алтайские инородцы» (1893г.) стала настольной для учёных. Она хранится в библиотеке Бийского краеведческого музея.

В советское время кумандинцев, челканцев, тубаларов считали одни народом – алтайцами. Челканцы, тубалары с этим были не согласны. Судились. Длился суд не более пяти минут, через месяц он/она получали новое свидетельство о рождении, где было написано, что он/она челканец/челканка или туба/тубаларка. Этнические процессы, протекавшие в среде коренного населения, получили отражение в материалах Всероссийской сельскохозяйственной и Поземельной переписи 1917 года, проведенной Временным правительством с мая по октябрь по 57 губерниям и областям.
Основным документом являлась подворная карточка. Например, переписью регистрировались: число хозяйств, численность населения, поголовье скота, размеры посевных площадей, запасы продовольствия, состав семьи и прочее. Первичные материалы Бийского уезда Томской губернии в виде опросных листов находятся в Государственном архиве Алтайского края (фонд 233). Населения предгорий Северного Алтая проголосовали и назвали себя: ойратами – 37,7 %, татарами – 31%, калмыками – 13,7%, инородцами – 5,2%. Обрусевшие жители Быстрянской, Макарьевской и др. волостей – русскими. Часть коренного населения Северного Алтая зафиксированы этнонимами «кузен», «кумандинец», «комляш», «телеуты», «шорец» и ит.д. Численность в период переписи 1926 года составляла: 947 ойратов в селе Улала (преобразованный в город в 1928г.).
Во-вторых, госпожа доктор наук! Кто вам запретил создать единый алтайский язык, единую алтайскую нацию на заре образования области? До 1948 года прошлого столетия вообще не было речи о каких-то алтайцах. После переименования Ойротии в Горно-Алтайскую автономную область стали срочно стирать всё, что связано было со словом «ойраты или «ойроты». Само слово перевели в разряд «устаревших». В 1992 году могли создать из этнических языков единый, но алтайская элита три языка не признали и отбросили, смирились с коммунистической несправедливостью. В результате получили то, что получили. Как же теперь отличить «настоящих» алтайцев от всех остальных? Северных по-прежнему именуют «черневыми». Примерно в хакасском языке существует четыре диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский. Сами качинцы являются потомками ойратов-дербетов, пришедших в Хакасию после распада Ойратского ханства. Они как раз живут в восточной части Хакасии. Да и фамилии родов хакасов и алтайцев во многом схожи. У них нет проблем как у нас по языку.
В-третьих, в докладе отмечается, что «сегодня из-за каких-то льгот многие алтайцы примкнули к малочисленным субэтносам». По федеральному закону для граждан из числа малочисленных народов Севера предусмотрена льгота. Установлена социальная пенсия по достижению возраста 55 и 50 лет (соответственно, мужчинам и женщинам). В последнее время пенсионный возраст подняли, а два наших депутата Госдумы, алтайцы, без возражений, молча проголосовали за повышения пенсионного возраста, не думая о своём народе.
Почему титульную нацию так тревожит вопрос о льготах КМН? Это как-то влияет на жизнь и быт алтайцев? – Не понимаю, почему учёного так тревожат финансовые средства коренных малочисленных народов. Видите ли, создали челканцы, тубалары, кумандинцы буквари, задается она вопросом самой себе, а дальше что?
Напомню, до переписи 1926 года кумандинцы (кувандык) были самостоятельным народом. После переписи населения часть людей отнесли к ойратам, часть – к русским, татарам и шорцам. Родным языком является кумандинское наречие. Большая часть кумандинцев проживают в Красногорском (старое название Старобардинском) и Солтонском районах, в г.Бийске – 658 чел., в г.Горно-Алтайске – 438 человек. В тридцатые годы прошлого века был выпущен «Куманды букварь (1933г.).. Были попытки создания алфавита на основании латинской графики.
Однако преподавание продолжало вестись на русском языке, факультативно изучался алтайский. В 2005 г. создана «Азбука», в ряде школ города Бийска язык алтайский изучается в качестве дополнительного. Большим подспорьем для молодёжи является «Кумандинско-русский словарь» или «Орус куманды созлик». Это и составляет северно-алтайский язык.
В-четвёртых, уважаемый учёный, вы возглавляете профильную кафедру госуниверситета, ГАГУ, не первый год и кому-то ставите вопрос: «Будете делить язык алтайских писателей по диалектам?» К вашему сведению, тубалары в Чойском районе не изучают алтайский язык и литературу, поэтому здесь делить-то некому. В силу географического положения тубалары первыми из коренных были интегрированы в российскую среду и испытали последствия русского влияния – родовое управление, изменился быт. Миссионеры использовали крещёных тубаларов в качестве проводников в горные районы и проповедников христианства среди ойратов. Неслучайно Алтайская духовная миссия избрала северотубаларский диалект в качестве письменного языка ойротов. Первая интеллигенция сформировалась из представителей северных групп, имена которых составляют гордость национальной культуры Республики Алтай – сказителей, художников, поэтов, артистов и педагогов. Духовная миссия начиналась с тубаларского и телеутского диалектов. Этностереотип «туба» охватывает сегодня обрусевших алтайцев. Образ туба шумливый, склонный к выпивке, командовать и указывать по пустякам, порой они становились активными партийными деятелями. Как правило, туба состояли в смешанных браках (мужчины – туба брали жён из русских), потомки от смешанного брака не желали быть тубаларами.
По моему мнению, к концу XXI века диалект туба просто-напросто может исчезнуть с этнических карт Республики Алтай. Родного языка у молодёжи тубаларов нет – утрачен. Язык выходит из обихода, малышня не хотят общаться с родителями на тубаларском языке. За сто лет не издано ни одного учебника, словаря или разговорника на тубаларском языке. Факультативно не ведутся занятия. По прогнозу ЮНЕСКО отнесли алтайский язык к языкам с угрозой исчезновения. Я, узнав об этом из прессы, как бывший лингвист, огорчился.
В 50-60 годы пришла лесная промышленность в мою деревню Караторбок. Здесь образовался леспромхоз. В леспромхозе было много бывших ссыльных, зеков, депортированных. Началось постепенное «выдавливание» моих соотечественников, полностью вырубили кедрачи с окрестности деревни и урочища Чаарбай. Теперь страшно смотреть горы родных мест. Исчезают деревни, исчезают тубалары с их культурой, языками и традиционными местами проживания. В моей памяти 6 деревень исчезли с реки Малой Иши. Близость города обусловила миграцию тубаларов напрямую из сел в город, минуя районный центр с.Чоя, где проживают несколько обрусевших семей. Сегодня родители при поступлении ребёнка в детский сад и школу решают, стоит изучать алтайский язык или это не обязательно? Да, было такое, что говорили – ну ты ни алтаец, ни русский, не знаешь своих обычаев, традиции и культуру. Так и есть.
В-пятых, религии у «северных» и «южных» разные. У челканцев – шаманизм. В 1830 г. многие челканцы приняли христианство, подобно им поступили тубалары. Нет единства у южных алтайцев, одни придерживаются Белой Веры, другие – буддизма. Об этом свидетельствует «Обращение к С. Кыдыевой и столичным алтайским буддистам» (в газ. «Постскриптум» №26 от 01.07.2015г.), где буддистов называют «пустобрёхами» или «пустозвонами».
В-шестых, опять кому-то понадобились голоса на выборах, вот они подняли вопрос о единстве народа через институт алтаистики. В октябре состоится перепись населения, к чему приведет эта перепись – к уменьшению численности населения или единению «северных» и «южных» народностей?

Июль 2021г., г. Горно-Алтайск. Тадыжеков Александр Санович

Интересный материал? Подпишитесь на наш канал в Telegram https://t.me/listock04 , чтобы получать больше интересных новостей.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 (0 голосов)