28 июля в Чемале состоялась встреча людей из шести районов, людей, неравнодушных к судьбе своих сел и Республики Алтай в целом. Вновь гражданские активисты и депутаты собрались не только обсудить больные темы, но и выработать тактику, которой лучше всего придерживаться, чтобы не допустить краха нашего региона и жизней отдельно взятых людей. Конечно же, речь об уже набившей оскомину теме туристических кластеров, а также об использовании земель сельскохозяйственного назначения.

Разобраться в сути проблемы и законодательной базе они пригласили руководителя Региональной общественной экологической организации РА "Сакральный Алтай" – Зинаиду Танышевну Тырысову. О землях на страницах газеты Зинаида Тырысова уже говорила – в статье «Родная земля – главная ценность народа». В ней она подробно объяснила законодательную базу, касающуюся оборота земель сельскохозяйственного назначения (резервирование, перевод, особо ценные продуктивные земли), поэтому сегодня сделаем акцент на кластерах, на правах органов местного самоуправления в определении стратегии экономического развития района.

Позиция муниципалитета
решает все
Всем известно, что предложение Правительства региона о создании туркластеров практически во всех районах спровоцировало волну негодования местного населения. Многие люди стали инициаторами сбора подписей, а некоторые районные депутаты активно отстаивали свои родные края на сессиях, где рассматривался вопрос о принятии мастер-плана по созданию того или иного туркластера. Зинаида Тырысова подвела своего рода итоги волеизъявления народа.
Позиция отстаивания прав и интересов. В Шебалинском, Чемальском, Онгудайском, Усть-Коксинском, Кош-Агачском райсоветах депутаты заявили на сессиях:
о нарушении Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. (в ред. от 29.12.2020г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления» в части права самостоятельного выбора пути экономического развития органами местного самоуправления, так как предлагаемый проект туристических территорий с созданием туристско-рекреационного кластера не является предложением муниципалитетов, а также не соответствует муниципальной перспективной программе «Развитие экономического потенциала и предпринимательства». Депутаты заявили, что согласно данной муниципальной программе в ближайшее время не планируется создание какого-либо туристско-рекреационного кластера; о нарушении Постановления Правительства РА от 11 июля 2018 года № 223 «Об утверждении Порядка создания территориальных кластеров в Республике Алтай», пункта 5, по которому инициатором создания туристско-рекреационного кластера кроме исполнительных органов государственной власти РА являются и органы местного самоуправления.
На районных сессиях депутаты заявили, что по факту органы местного самоуправления всех районов не являются инициаторами, бизнес-проект о туркластерахим навязан «сверху», т.е. Правительством Республики Алтай. Вышеуказанные райсоветы на основании нарушения перечисленных нормативно-правовых актов проголосовали против создания ТРК на территории их МО, а также за выведение территории их районов из того или иного туркластера.
Позиция уклонения. Улаганский Совет депутатов, по мнению Зинаиды Танышевны, принял уклончивое решение – доработать мастер-план о создании ТРК. Вполне можно допустить, что улаганские районные депутаты поддержали размещение на территории МО «Улаганский район» туркластера «Телецкое озеро». Нужно понимать, что «доработка» – понятие расплывчатое, и может привести к утверждению мастер-плана с какими-то незначительными, по сути, корректировками. Хотя из проголосовавших депутатов три депутата открыто озвучили свою позицию «против».
Позиция умалчивания. Не определились Майминский, Турочакский и Горно-Алтайский райсоветы, так как на сессию вопрос не выносился. По мнению Тырысовой, позиция умалчивания в данном случае незаконна, так как затрагивается территория этих муниципалитетов, куда планируется вхождение крупного бизнеса – инвесторов. Эти три муниципалитета по закону обязаны на предстоящих своих сессиях определиться – «за» они или «против».
В свою очередь, республиканские власти с решением муниципалитетов обязаны считаться, в противном случае с их стороны будет нарушение ряда федеральных и региональных законов.
- Следует дожидаться ответа от главы региона Хорохордина О. Л., – говорит Зинаида Танышевна. – На мой взгляд, глупо, не соблюдая законы, подставлять себя. Ну, а если говорить о том, как действовать дальше людям, то в первую очередь нужно стоять на достигнутой позиции и понимать, что решение райсоветов – это закон муниципалитетов. Во-вторых, нужно знать и на практике использовать ряд федеральных законов, которые дают большие полномочия органам местного самоуправления в области экономики, предпринимательства и инвестиционной деятельности.

Законы, которые
нужно знать всем!
С большим интересом присутствующие слушали информацию Зинаиды Тырысовой про законы, касающиеся правомочий органов местного самоуправления в вопросах стратегии экономического развития, предпринимательства, инвестиционной деятельности.
Для ясности она привела прямую ссылку на статьи законов: Федеральный закон № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации". Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования: «К полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования относятся: 1) определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; 2) разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления; 3) мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами местного самоуправления; 4) иные полномочия в сфере стратегического планирования, определенные федеральными законами и муниципальными нормативными правовыми актами.
Участниками стратегического планирования на уровне муниципального образования являются органы местного самоуправления, а также муниципальные организации в случаях, предусмотренных муниципальными нормативными правовыми актами (ст. 9.п.3).
Документы стратегического планирования, необходимые для обеспечения бюджетного процесса в муниципальных образованиях, разрабатываются, утверждаются (одобряются) и реализуются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. По решению органов местного самоуправления могут разрабатываться, утверждаться (одобряться) и реализовываться стратегия социально-экономического развития муниципального образования и план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (ст39).
Стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации утверждается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (ст 32).
Говоря про стратегию, Зинаида Тырысова сделала уточнение, что стратегия экономического развития Республики Алтай и государственные программы утверждаются Госсобранием – Эл Курултай на основании регионального закона № 66 «О бюджетном процессе в республике Алтай». Она сделала акцент на программу «Сильный Алтай», которая не прошла законодательную экспертизу, но реализуется. Хотя по данному нарушению Зинаида Тырысова писала в прокуратуру, счетную палату, но увы! Хотя сколько веревке не виться, а конец наступит.
Далее вернулись к ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», в части осуществления органами местного самоуправления предпринимательской и деятельности и их экспертизы (статья 7). Зинаида Танышевна уточнила, что в этом пункте следует сделать акцент на правовые полномочия органов местного самоуправления по определению инвестиционной деятельности муниципалитетов. Закон дает право муниципалитетам самим определять инвестиционную деятельность, которая имеет, на взгляд Тырысовой, большие перспективы именно в сельском хозяйстве.
- Условия к этому есть, – говорит руководитель РОЭО РА «Сакральный Алтай», – хотя они сложились из парадоксов: с одной стороны основная часть населения нашего региона занята сельским хозяйством, с другой стороны низка доля переработки и сбыта сельхозпродукции. На практике шерсть, пух гниют, кожа выбрасывается, закупочная цена мяса не оправдывает себестоимость. Поэтому муниципалитетам, правительству следовало бы самим «искать» инвесторов, которые вложатся в переработку шерсти, пуха, мяса, кожи. Взамен их инвестиционные проекты станут обладателями регионального статуса с льготным налогообложением (налог на прибыль 13,5 %, налог на имущество 0%). В этом случае народ, как говорится, «на руках» будет носить Главу республики Хорохордина.
Зинаида Тырысова также рассказала о ФЗ № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", статье 19, в которой подробнее определены полномочия и формы и методы регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, органами местного самоуправления.
Важно обратить внимание и на закрепленный в № 131-ФЗ порядок установления и оценки применения требований, содержащихся в муниципальных нормативных правовых актах, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. А также на муниципальный контроль, осуществляемый посредством аккредитаций, лицензий и других разрешений, основные принципы которого изложены в ФЗ № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (пункт 6.1).
Значимая для сельских жителей норма закона – вопросы местного значения муниципального района (ст. 15), создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства (п.25); осуществление муниципального земельного контроля на межселенной (территория, находящаяся вне границ поселений) территории муниципального района (п.35).
Далее докладчик коснулся для народа важной нормы – публичных слушаний, общественных обсуждений, которые зависят от жителей муниципального образования, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования. Зинаида Танышевна отметила, что по закону на публичные слушания выносится проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования (п. 2.1, ст.28).
В завершение встречи руководитель «Сакрального Алтая» Зинаида Тырысова рассказала о своей встрече с главой республики Олегом Леонидовичем, где они обсуждали вопросы экологии. Об этом мы писали пару номеров назад. По вопросам экономики, в том числе и по туркластерам, была договоренность еще раз встретиться. И организация этой встречи, конечно же, сейчас зависит от Главы региона.
Ну а пока каждый житель республики должен помнить, что если народ не согласен с любым решением райсовета, то он вполне может через иную законом предоставленную форму волеизъявления (сельский сход, решение сельских депутатов, сбор подписей) принять решение о несогласии, а также потребовать экспертизу предпринимательской и инвестиционной деятельности, связанной с ТРК.
Участники встречи искренне поблагодарили Зинаиду Танышевну за просвещение и по-настоящему необходимую информацию. В ответ им Тырысова сказала, что применение народом своих прав и требование от власти их соблюдения не означает, что народ против власти. Действительно, как раз наоборот, это путь грамотного, правильного, совместного решения вопросов в тандеме с власти предержащими. Ведь именно «наверху» эти законы и пишут. К сожалению, правовая безграмотность делает людей беззащитными и неуверенными в себе, совершенно позабывшими, что главной властью в нашей стране является народ, и в наших силах сделать жизнь такой, как нам хочется. Главное – знать законы и действовать!
Подготовила Эвелина Осипова

Интересный материал? Подпишитесь на наш канал в Telegram https://t.me/listock04 , чтобы получать больше интересных новостей.

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (5 голосов)