В одном из прошлых номеров газеты вышла статья руководителя РОЭО РА «Сакральный Алтай» Зинаиды Тырысовой под названием «Игрок – кум вору». В ней была затронута тема готовящегося законопроекта о туристских территориях, в принятие которого просто невозможно поверить, настолько страшные условия для граждан он предполагает. Напомню, что называется законопроект следующим образом: «О туристских территориях и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, он предполагает изъятие у собственников и арендаторов не только земель, но даже и самого жилища.

Без возможности оспорить это решение в суде. Наверняка в последнее время вы сталкивались с подобной информацией в социальных сетях, но воспринималась она как очередной фейк и спам. А как оказалось, зря.

По информации газеты «КоммерсантЪ» от 05 августа 2021 года, концепция законопроекта о туристских территориях подготовлена группой депутатов Госдумы, среди которых глава профильного комитета нижней палаты парламента Борис Пайкин. Об этом журналистам стало известно из протокола заседания, проходившего под председательством вице-премьера Дмитрия Чернышенко. В документе указывается, что до 15 августа планировалось завершить сбор отзывов у профильных министерств, ведомств и субъектов страны. Инициатива должна была быть доработана с учетом поступивших предложений, а в осеннюю сессию внесена на рассмотрение в Госдуму. Однако в связи с проходящими в сентябре выборами (вероятнее всего, в этом причина) рассмотрение данного вопроса было отложено. Но расслабляться не стоит.
И если в Иркутской области и Бурятии общественность уже давно выразила свой категорический протест, то в Республике Алтай фактически первой начала бить тревогу РОЭО «Сакральный Алтай». Зинаида Тырысова, руководитель организации, провела анализ законопроекта и поделилась с ним на онлайн-встрече с гражданскими активистами и членами своей организации 22 октября на видеоконференции через Skype.
На следующей интернет-встрече, которая состоялась через несколько дней, 25 октября, помимо общественников, присутствовал депутат Республики Алтай Сергей Кухтуеков, член Общественной палаты Иркутской области Андрей Анисов и член Адвокатской палаты Иркутской области, член Восточно-Сибирской Коллегии Адвокатов "Сибирский Юридический Центр", преподаватель ЦДО ФГБОУ ВО "Байкальский государственный университет" Игорь Саенко.
Как выяснилось, вышеупомянутый законопроект вызвал огромное возмущение в Иркутской области, и там вопрос этот стоит очень остро. Ведь в Иркутской области расположена байкальская природная территория, «Прибайкальский национальный парк» и само озеро Байкал, объект охраны ЮНЕСКО, которые накладывают определенные ограничения на турбизнес. В данных условиях вынужден выживать и развиваться туристический бизнес области.
Андрей Анисов, заместитель председателя комиссии по экологии и охране окружающей среды Иркутской области, член комиссии по правам человека, общественному контролю за деятельностью правоохранительных органов и силовых структур, член координационного совета при губернаторе Иркутской области по туризму:
- На площадке Общественной палаты Иркутской области был проведен круглый стол. Игорь Саенко дал правовой анализ законопроекту о туристских территориях, и мы этот анализ сделали как экспертное заключение Общественной палаты области. Экспертное заключение прошло обсуждение с депутатами законодательного собрания, общественности, турсообщества. У нас шесть ассоциаций турбизнеса. Туда входят и рестораторы, и отельеры, и перевозчики. Благодаря этой работе был дан правовой статус этому экспертному заключению. Его «подхватила» Республика Бурятия. Первоначальный поверхностный документ в этой республике прошел одобрение, но после разъяснения правительство Бурятии на семи листах подготовило возражения по поводу законопроекта.
Ниже приведем ответы Игоря Саенко на самые наболевшие вопросы участников видеоконференции в отношении проекта Федерального Закона № 1130300-ФЗ «О туристических территориях и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»:
- Вся правоустанавливающая градостроительная, земельная и иная документация, имеющаяся у населения и органов местного самоуправления, с момента создания туристической территории (ТТ) считается утратившей силу?
- Да. С момента утверждения плана ТТ вся градостроительная документация утрачивает силу. Потому что ТТ, которые будут созданы, передаются Управляющей компании (УК), которая по сути коммерческая организация и вмешательства в ее деятельность быть не может.
Территориальное планирование будет осуществляться самой УК по согласованию с органами федеральной власти. Ни о каком мнении местного самоуправления и местных жителей речи не идет.
- При вхождении в ТТ сохранится ли природоохранный режим в особо охраняемых природных территориях?
- Сохранится, но может быть изменен по представлению УК по согласованию с Минприроды или другим заинтересованным министерством.
- Будут ли УК изыматься земельные участки у собственников КФХ, ООО, сельскохозяйственных кооперативов, арендаторов? Какие возмещения предусмотрены при изъятии управляющей компанией объектов недвижимости? Есть ли возможность отсудить объекты недвижимости?
- Императивного заявления, что все участки будут изъяты, нет. Но если они будут представлять интерес, то будут изъяты обязательно. У любого кооператива и гражданина. Притом изыматься будут по правилам, отличным от того, что предполагает Земельный кодекс и его глава VII. ЗК предусматривается порядок принятия решения об изъятии, порядок уведомления о принятии такого решения, предусмотрена возможность проведения переговоров с правообладателями земельных участков, возможность обжалования решения об изъятии земельных участков. В новом законопроекте иной порядок изъятия. У правообладателей участок изымается, о чем ему сообщат в течение семи дней. Взамен должен быть предоставлен другой участок (ст. 20, п.1).
"В отношении лиц, владеющих земельными участками на праве, отличном от права собственности, проект закона не предусматривает никаких переговоров – договор прекращается путём прекращения прав в одностороннем порядке, при этом Управляющая компания самостоятельно вносит в Росреестр соответствующую запись, без наличия доверенности от имени правообладателя" (п.14. ст.20 проекта закона).
По смыслу п.13 ст.20 проекта закона решение об изъятии земельного участка оспорить невозможно. Его можно оспаривать только в части размера компенсации. Кроме того, предлагаемая редакция проекта закона отменяет принцип, изложенный в п.4. ст.281 Гражданского кодекса РФ, согласно которому принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения.
Уведомление о прекращении прав направляется в течение двух рабочих дней. Право прекращают, человека уведомляют и все. Если он не подчинится, будет судебное решение и принудительное исполнение. Жилые помещения, находящиеся на земле, входящей в ТТ, также будут изыматься.
«Орган местного самоуправления, на территории которого создается туристская территория, формирует маневренный фонд для предоставления жилых помещений гражданам, которые являлись собственниками жилых помещений, изъятых для государственных нужд, в связи с включением в границы туристской территории».
По смыслу статьи 106 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение маневренного фонда – это жилое помещение для временного проживания граждан, по причинам, не связанным с изъятием жилого помещения для государственных или муниципальных нужд. Предоставление жилых помещений маневренного фонда осуществляется лицам, утратившим свои жилые помещения по причинам невозможности проживания в жилых помещениях, при обращении взыскания на жилые помещения.
П.6.ст.32 ЖК говорит о том, что возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
Принятие проекта закона о ТТ в предлагаемой редакции существенно нарушит права граждан, предусмотренные Жилищным кодексом, более того, предлагаемая редакция предполагает изъятие жилого помещения и при отсутствии предварительного и равноценного возмещения.
- Если собственник земли вошел в состав ТТ как резидент, то какими правами на землю, налоговыми льготами он будет обладать?
- По сути, здесь идет соглашение между резидентом и УК, и в нем определяется объем прав и налоговых льгот. На мой взгляд, достаточно коррупционная вещь. У одного одни преференции, у другого могут быть совсем другие, за откат.
- Будет ли земля на ТТ делиться по категориям?
- Не совсем так, на ТТ создается план развития. И в соответствии с ним будут определяться категории земель по согласованию с министерствами. Например, категория ИЖС при вхождении в ТТ может быть изменена на рекреацию.
- Какие нормативные полномочия на участие в деятельности УК имеют органы местного самоуправления?
- Когда создается ТТ, соглашение заключается, и только в рамках этого соглашения рассматриваются полномочия, условия участия в деятельности. При этом в законе есть оговорка, что УК может подменять публичные функции органов местного самоуправления. Это значит, что фактически УК на ТТ замещает собой органы власти.
- Какими правами обладают иностранные граждане, ставшие резидентами ТТ?
- Никаких специальных прав проект не предусматривает
- Предусмотрено ли вхождение иностранного бизнеса в УК?
- Не предусмотрено. УК – это госкомпания, 100% акций которых принадлежит РФ. Вхождение иностранного бизнеса не предусматривается. В то же время завести большой иностранный капитал возможность есть через дочерние компании. Де-юре это будет российские компании, а де-факто арабские, например. Для Байкала, например, это актуально, потому что вода дороже золота и нефти и платины.
- Какие налоговые преференции предоставляются УК, ее дочерним обществам, резидентам?
- Здесь специальных нормативов нет. В то же время по закону предусмотрено соглашение с УК о создании ТТ, на основании которого будет действовать резидент. И вот в этих локальных актах, которые целенаправленно регулируют деятельность резидентов, будут конкретизированы возможные налоговые льготы. Для резидентов даже возможно возмещение затрат, понесенных ими в рамках развития ТТ. Но все это в рамках соглашения
- Будут ли значительные финансовые поступления в бюджет региона, муниципалитета, если УК имеет право на льготное налогообложение?
- Нет, не будет. Ни один бюджет региона и МО не получил блага из-за того, что какому-то акционерному обществу установили льготы. В то же время стоит обратить внимание, что данный законопроект позволяет увеличить ставку кредитования так называемого бюджетного заимствования. У нас есть депрессивные регионы, у которых отрицательный баланс, они постоянно на дотациях, и объем дотаций зачастую превышает на 50% бюджета местного. Проект федерального закона позволяет превысить ограничения, предусмотренные бюджетным законодательством. С одной стороны это неплохо, так как можно получить дотации на развитие ТТ и своих муниципалитетов, но с другой стороны будет расти муниципальный долг.
- Может ли УК вводить плату для населения за проезд по автомобильной дороге, которая пролегает по ТТ?
- Об этом ничего не написано в законопроекте, но в то же время в одном из пунктов указано, что плата за сервитут устанавливается УК. Если через ТТ будет проходить дорога, которой будут пользоваться лица, проживающие на ТТ, или доступ к жилью будет осуществляться через участок на ТТ, то платы браться не будет. Если же речь о туристах, то скорее всего будет взиматься плата. Как у нас на острове Ольхон.
- Может ли управляющая компания по своему усмотрению распоряжаться лесами, которые вошли в туристическую территорию?
- Нет, не может. Все-таки, леса – это федеральная собственность. Только по согласованию с министерствами. В законе есть оговорка, что вся древесина, находящаяся на ТТ, может быть использована в интересах резидента, но если есть разрешение. Сама по себе УК не может выделять земли. Есть норма, где сказано, что можно предоставлять землю в аренду или безвозмездное пользование, но изменять категорию в лесном фонде, нет.
- Высшая исполнительная и законодательная власть субъекта, органы местного самоуправления, на чьей административной территории создана ТТ, наделяются властью?
- Каких-либо особых полномочий не предусмотрено, но принимая во внимание, что УК осуществляет деятельность в рамках соглашения с РФ, можно предположить, что все властные полномочия будут ограничены данным соглашением. Что прописано, в том объеме органы законодательной власти и будут реализовывать. Возможны прокурорские и налоговые проверки, но не властями региона.
Люди, которые окажутся на ТТ, будут жить в другом правовом поле, отличном от других граждан РФ. Заключительное положение законопроекта предусматривает главенство закона о ТТ над всеми остальными федеральными законами. Все перечисленные кодексы по своей юридической силе – это федеральный закон. Но в данном случае закон о ТТ будет иметь большую юрсилу, потому что он будет являться законом специально разработанным, и в случае противоречия будут применять положения закона именно о ТТ.
Положения специального закона "О туристических территориях" ущемляют права граждан, по сравнению с гражданами, проживающими на других территориях, что само по себе недопустимо в силу принципа равенства граждан, провозглашённого п.2. ст. 19 Конституции РФ.
Кроме того, свои «щупальца» новый закон может распространить и за свои границы, в том числе на земли, которые будут необходимы для создания объектов инфраструктуры. Например, если будет нужно построить гостиницу для трансфера туристов.
***
От себя добавлю, что время на создание территории – три года. В том числе за этот период должны быть изъяты участки и жилье, ненароком оказавшееся включенным в туристские территории. Еще страшнее становится от того, что, например, в том же Турочакском районе, например, никакого маневренного фонда и в помине нет, и куда предлагается расселять людей – непонятно.
Список участков, которые должны быть выданы взамен, согласно законопроекту, должен быть подготовлен органами местного самоуправления. А если таких участков просто нет, или их недостаточно? Куда селиться будем, товарищи?!
Ясно одно – грядет что-то страшное. И если мастер-план о туристических кластерах был чем-то теоретическим и гипотетическим, то теперь мы видим реальную законодательную базу, на которой этот весь беспредел может быть основан. И единственный способ остановить нашествие – активно высказываться «против», опираясь на Конституцию Российской Федерации. Не зря же мы ее принимали. А если провороним – на что, видимо, и рассчитывается – будет уже поздно.
Надо отметить, что данный документ, судя по всему, тщательно скрывается. Потому что в открытом доступе его не найти. Но мы нашли, а тот, кто владеет информацией – владеет миром! Более того, Андрей Анисов предложил привлекать представителей организации «Сакральный Алтай» к межрегиональным мероприятиям по экологическим вопросам. А значит, теперь будет вестись совместная работа нескольких регионов сразу.

Полина Рябова, продолжение следует

Интересный материал? Подпишитесь на наш канал в Telegram https://t.me/listock04 , чтобы получать больше интересных новостей.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (6 голосов)