Центр занятости Турочакского района - место, куда ходить приходится, но очень не хочется. Ибо никому не понравится постоянно сталкиваться с хамством и некомпетентностью работников. Притом некоторые специалисты из года в год меняются, а вот модель поведения и набор знаний остаются, к сожалению, теми же. И хоть имен называть я не буду, те, кто надо, поймут, что речь идет о них и, возможно, обидятся. Хотя я надеюсь на то, что, напротив, придут в себя и вспомнят, что они специалисты, призванные помогать людям, а не заставлять их участвовать себя ущербно.

 

Приходите завтра
Чаша терпения журналистского переполнилась, когда подошел срок встать на учет в службе занятости, дабы получить свои заветные 2100 в месяц (пособие выплачивается три месяца). Заявление подала в конце июня через Госуслуги и начала ждать. Тишина. Позвонила и выяснилось, что в их какой-то там программе моего заявления не высвечивается. На вопрос "Что делать?" последовал замечательный ответ: "Не знаю. Ну, попробуйте еще раз". И слышала я это потом не единожды.
Притом запись в личном кабинете гласила, что заявление мое ведомством получено. Но мне, конечно же, пытались рассказать, что я, наверное, не в то ведомство отправила. Ну да, конечно, в прокуратуру. 1 июля я повторила эксперимент, снова заполнила форму и повторно отправила заявление. Оно опять же ушло, а в списке новостей появилась та же информация о принятии ведомством. Я позвонила в службу занятости, и тот же специалист мне вновь повторил, что по-прежнему никаких заявлений не видит. В качестве решения мне было предложено зайти на сайт https://trudvsem.ru/ и пройти процедуру повторно. Мол, в этом вся загвоздка, ведь только через этот портал необходимо подавать заявления.
И тщетно было объяснять, что с данного сайта происходит переадресация на те же Госуслуги, и не более того. Однако не испытать судьбу я не могла, но в третий раз совершить попытку система мне уже не дала, предложив подождать рассмотрения заявления, уже полученного ведомством. Я звонила в службу занятости еще не единожды, скажем честно, мне рассказывали про то, у кого получилось зарегистрироваться, а кто столкнулся с такой же проблемой, но решения никто не предлагал. Хотелось сказать: "Але, ребята, решайте! Это же не мои проблемы, а ваши!" Но получалось, что мои.
Тогда я начала интересоваться, нельзя ли все-таки как-то через них подать заявление, как в старые добрые. Ведь абсурд какой-то. Ответ был отрицательный, но на встречу меня пригласили. Выяснилось, что работники службы занятости просто хотели убедиться, что я ничего не придумываю, и начали спрашивать логин и пароль от моих Госуслуг. Перечислить все матерные фразы, которые у меня пронеслись в голове, мне стыдно. Но самое смешное, что программа резко зависла, и никто никуда не мог зайти, ни в одном кабинете.
Я же запросто сделала это с телефона, и с чувством страшного возмущения продемонстрировала записи в личном кабинете. Только тогда, отмечу, спустя почти три недели после моего первого обращения, специалист удосужилась "покопаться" в собственной программе. Специалист, конечно, новенький, неопытный, но явно не предпринявший ничего, чтобы решить вопрос, кроме сокрушения о том, что еще у какого-то там дядечки такая же проблема.
Кстати, очень даже опытный коллега, который сидит за одним столом со специалистом, и, как мне кажется, вечно работающий в службе занятости, как бы это ни звучало, тоже не ударил палец о палец. Ни когда я звонила, ни когда я пришла. В результате - о, хвала небесам! - специалист вдруг обнаруживает оба мои заявления, но где-то не там, где они должны быть. Ну и процесс снова завис, потому как было непонятно, что с этим делать. «Старший по званию» не шевелился. Как будто и не было ни меня, ни проблемы.
Хотя очевидно было, что если уж кто и может решить вопрос, то только он. Пришлось несколько раз обратиться по имени ко второму работнику службы занятости, чтобы он, наконец, начал действовать. Ну, и решил вопрос за пять минут. Понял причину невидимости заявлений, все исправил. Оставалось только еще несколько раз заполнить ту же форму, и все свершилось. И…мне снова назначали встречу и попросили принести документы. Хотя до этого говорилось, что приносить ничего не надо, а в предыдущую встречу, пока у них там все "висло", я предлагала на всякий случай сделать копии. Короче, дурдом.
Но и это еще не все, самое замечательное, что в течение всего это времени оба этих чудесных специалиста неоднократно, как по телефону, так и лично, угрожали мне тем, что пособия мне придется вернуть, если что. А все потому, что у меня нет постоянной прописки, ну, той, что в паспорте штампиком пропечатана. То есть ставят на учет, назначают пособие, и вот такое мне говорят.
Видно, сильно я на них давила, что пошли на такое "нарушение". А давила я аргументами. Если еще лет шесть назад меня неоднократно удалось ввести в заблуждение и поставить на учет без выплаты пособия, то в этот раз уже не вышло. Ведь год назад я прекрасно их получала, да еще и в коронавирусном размере. Но теперь я должна буду деньги вернуть, как говорили мне. Почему, никто не объяснял. Документ, в котором написано, что без штампа в паспорте я никто, не показывал. В общем, унижали как умели. Поэтому сегодня ликбез! Для тех, кто стал такой же жертвой, как и я, ну и для специалистов службы занятости. Не благодарите.

Где живешь, там и место жительства
Согласно ч. 2 ст. 3 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы установлены Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 №891.
Ни Закон о занятости населения, ни Постановление №891 не ставят право гражданина на защиту от безработицы, признание его безработным, в зависимость от регистрации по месту жительства/месту пребывания. Ну, нет там ничего про это. И цепляться за формулировки миграционной службы бессмысленно. Согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Заглянем в Постановление. Читаем:
"Трудоспособным гражданам, за исключением граждан, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, обратившимся в органы службы занятости по месту жительства, не имеющим работы и заработка, ищущим работу и готовым приступить к ней, при постановке на регистрационный учет государственные учреждения службы занятости населения устанавливают дату посещения для подбора подходящей работы в срок, не превышающий 11 дней со дня предъявления следующих документов:
а) паспорт или документ, его заменяющий; б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий; в) документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию; г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.
Трудоспособным гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), не имеющим профессии (специальности), обратившимся в органы службы занятости по месту жительства, готовым приступить к работе или профессиональной подготовке по направлению органов службы занятости, при постановке на регистрационный учет государственные учреждения службы занятости населения устанавливают дату посещения для подбора подходящей работы в срок, не превышающий 11 дней со дня предъявления следующих документов:
а) паспорт; б) документ об образовании; в) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитаци".
То есть нигде не написано ничего ни про какую прописку вообще. Смотрим дальше: "Постановка на регистрационный учет безработных граждан не осуществляется, если в отношении зарегистрированных граждан государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения об отказе в признании их безработными в следующих случаях: а) отказ гражданина от 2 вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы;
б) два отказа гражданина, впервые ищущего работу (ранее не работавшего) и при этом не имеющего профессии (специальности), от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера;
в) неявка гражданина без уважительных причин в течение 10 дней со дня постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в государственное учреждение службы занятости населения для подбора подходящей работы;
г) неявка гражданина в срок, установленный государственными учреждениями службы занятости населения, для принятия решения о признании его безработным;
д) представление гражданином документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также других недостоверных данных для признания его безработным".
И тут нигде в качестве мотива для отказа не указана никакая временная регистрация (по месту пребывания). Однако в Центре занятости со мной поспорили бы. Ведь тех, у кого нет нужной им прописки, они ставят на учет в качестве соискателей, если не ошибаюсь, это так называется. При этом пособие не назначается.
Но на каком основании они вообще такое творят, неясно. Слово пособие в том же Постановлении употребляется два раза, а в Законе о занятости - один, притом в таком контексте, что становится понятно, что сам факт постановки на учет неразрывно связан с назначением пособия, а потому акцента на нем и не делается.
Скажем, честно, у меня ситуация попроще. У меня есть только временная регистрация по месту пребывания, а постоянной никакой. То есть, грубо говоря, ни в каком другом регионе я встать второй раз на учет и повторно получать деньги обманным путем при всем желании не смогу. Но есть те, кто регистрацию по месту жительства имеет, но давным-давно пребывает, например, в Турочаке. Но и в этом случае отказать вам в пособии не имеют права.

Нет основания для ограничений
Более 20 лет назад Конституционный суд России в своем постановлении №4-П от 02.02.1998 г. высказал позицию, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.
Человек, проживая в определенном населенном пункте, как правило, оставляет массу "следов". И доказать в суде то, что он проживает в определенном месте, вполне возможно. И если служба занятости будет артачиться, то уже судом по ходатайству истца могут быть допрошены свидетели - друзья и родственники гражданина, безработного и беспособийного, подтвердят.
Также можно предоставить договор коммерческого найма жилья, сведения об учебе, о постановке гражданина на воинский учет, о регистрации автомобиля, сведения о привлечении к административной ответственности (например, штрафы ГИБДД) и даже полную выписку с банковской карты, из которой будет видно, что большую часть покупок гражданин совершает в определенном населенном пункте.
Что касается иностранных граждан, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является жилое помещение, по адресу которого он зарегистрирован в порядке, установленном законодательством.
Так, из Определения Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 № 199-О следует, что требование о регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы и признания безработным органами службы занятости по месту его жительства обусловлено тем, что государство принимает на себя обязанность по поиску подходящей работы для безработного гражданина именно в пределах той местности, где он проживает.
Нет возврату!
Далее, что касается предъявления органами занятости требования о возврате начисленного и выплаченного пособия по безработице за спорный период, то на основании ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Но согласно п. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Таким образом, исходя из буквального толкования п. 3 ст. 1109 ГК РФ, излишне начисленное пособие по безработице не может быть взыскано, если отсутствуют какие-либо недобросовестные действия со стороны получателя. Так что если вы действительно проживаете в той местности, где встаете на учет, и действительно безработны, никто не может обязать вас ничего возвращать.
А самое интересно, что если в суд подает служба занятости, то бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм. ("Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020).
Понятно, что само по себе введение регистрации безработного по месту жительства направлено на предотвращение возможных злоупотреблений со стороны получателей пособия. Но нет ли тут злоупотребления органов занятости?
Вот еще. Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 1998 года по делу о проверке конституционности положений частей первой и третьей статьи 8 Федерального закона от 15 августа 1996 года "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", конституционные права и свободы гарантируются гражданам независимо от места жительства, включая наличие или отсутствие у них жилого помещения для постоянного или временного проживания (места жительства, места пребывания), тем более что государство не связано обязанностью во всех случаях обеспечивать граждан жилыми помещениями. А место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.
Решения Конституционных судов особенно актуальны, если учесть, что сам "Закон о занятости", как написано в его преамбуле, "определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы." На нарушение конституционных прав покушаются в службе занятости, однако.
Ну, и для тех, кто все не осилил, резюмирую:
1. Согласно, Статье 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Статья 7.1 "Закона о занятости населения в РФ" гласит, что к полномочию Российской Федерации, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в виде
1) пособия по безработице;
2) материальной помощи в связи с истечением установленного периода выплаты пособия по безработице;
3) пенсии, назначенной по предложению органов службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.
И еще напомню, что законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации. До встречи в суде.

Интересный материал? Подпишитесь на наш канал в Telegram https://t.me/listock04 , чтобы получать больше интересных новостей.

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (2 голосов)