В начале июля инициативная группа жителей Республики Алтай отправилась в Москву, чтобы лично передать в приемную президента подписи, которые люди собирали в защиту нашего региона от туристических кластеров. Ответ активистов не удовлетворил, хотя сразу было понятно, что иным он быть и не мог. Но стоит видеть позитивные стороны, которые в тексте тоже имеются, и использовать их на благо Республики.

Итак, что же нам ответили "сверху". "В настоящее время в рамках реализации индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Алтай до 2024 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 937- р от 9 апреля 2020 года, выполняется научно-исследовательская работа по разработке мастер-плана развития туристских территорий Республики Алтай (далее - НИР) в соответствии с нормами Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В 2018 году, согласно долгосрочному прогнозу социально-экономического развития Республики Алтай, основными точками роста в долгосрочной перспективе определено развитие приоритетных отраслевых кластеров Республики Алтай (промышленных кластеров и территориальных кластеров), что отражено в Стратегии социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай от 13 марта 2018 года № 60.
В рамках Стратегии развития туризма Российской Федерации на период до 2035 года и разработанного национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства" определены 12 макротерриторий Российской Федерации, в одну из которых входит Республика Алтай. Перед субъектами Российской Федерации стоит задача разработки мастер-плана развития туристских территорий в целях научного обоснования для включения в программу мероприятий по реализации национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства".
Под туристско-рекреационным кластером понимается территориальный кластер, целью создания которого является формирование условий для роста и повышения конкурентоспособности предприятий, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Алтай и работающих в санаторно-курортной сфере, в сферах туризма и оздоровительной рекреации.
В настоящее время распоряжением Правительства Республики Алтай от 14 августа 2018 года № 437-р создан туристско-рекреационный кластер "Каракольские озера".
Туристско-рекреационный кластер "Каракольские озера"" располагается на территориях 3-ех муниципальных образований в Республике Алтай:- Майминский район, Чемальский район, Шебалинский район.
Инвестиционный проект по созданию туристско-рекреационного кластера "Каракольские озера" полностью отвечает долгосрочным стратегическим целям и задачам в развитии региона и является приоритетным направлением развития Республики Алтай. Он позволяет формировать положительный имидж региона, создать рабочие места в отрасли. увеличить поступления в региональный бюджет и наиболее оптимально управлять антропогенной нагрузкой, вовлекая в сферу туризма новые территории.
Туристско-рекреационный кластер "Каракольские озера" реализуется в рамках подпрограммы "Туризм" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 316.
Между Федеральным агентством по туризму и Правительством Республики Алтай заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Республики Алтай от 25 Декабря 2019 года (№ 174-09-2020-003 (далее - Соглашение) на строительство автомобильной дороги "Урлу-Аспак-Каракол".
В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 года № 174- ФЗ (редакция от 11 июня 2021 года) "Об экологической экспертизе" и Федеральным законом от 26 июня 2002 года № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" научно-исследовательская работа не предполагает проведение историко-культурной экспертизы и эколого-экономического обоснования".
И тут важно сделать акцент на следующем. Как сказано в ответе на обращение "территориальный кластер создается решением Правительства Республики Алтай на основании предложений исполнительных органов государственной власти Республики Алтай, органов местного самоуправления в Республике Алтай о создании территориальных кластеров, одобрения указанных предложений инвестиционной комиссией Республики Алтай. Для реализации указанной задачи Правительством Республики Алтай сформирована достаточная нормативно-правовая база. Постановлением Правительства Республики Алтай от 11 июля 2018 гола №223 утвержден порядок создания территориальных кластеров в Республике Алтай".
То есть, все-таки, значит решение по тому, что собой будут представлять кластеры остается за регионом и муниципалитетами. А значит, добиваться правильных решений на местах должно быть проще.
Кроме того, в ответе отмечено, что данная научно-исследовательская работа направлена на помощь в упорядочивании существующего туристического трафика, без радикального увеличения туристического потока. "Носит исключительно рекомендательный характер, в том числе в части зонирования и специализации туристских территорий, подразумевает развитие туристической отрасли с акцентом на сохранение природы, традиций и культуры местных жителей, позволяет создать новые рабочие места, дать заработать местным предпринимателям, и сфокусирован на повышении среднего чека и длительности пребывания туристов в Республике Алтай".
Слово "рекомендательный характер" не может не радовать. Однако маски у нас тоже рекомендованы и вакцины добровольны, но на деле все обстоит несколько иначе. Но в любом случае всегда можно будет "давить" на то, что рекомендации по кластерам необязательны к исполнению, если народу они не понравятся.
И под конец в администрации отметили, что решения по финансированию или предоставлению земельных участков и отчуждению участков у населения Республики Алтай под размещение туристско-рекреационных кластеров в регионе в рамках индивидуальной программы и иных республиканских программ отсутствуют и к принятию не предполагаются. А потому людям, которые с изъятием земель сталкиваются, наверное, необходимо незамедлительно обращаться в компетентные органы, а также заваливать приемную президента письмами.
А может, пора написать еще одно обращение и поставить иные вопросы, которые неизбежно возникают, если разбираться в теме подробно. Более понятной становится суть опасений жителей Республике, если обратиться к анализу законов, который представила на встрече с жителями в селе Кебезень в июле руководитель общественного движения "Сакральный Алтай", Зинаида Танышенва Тырысова.
Итак, в Законе Республики Алтай № 121-РЗ "О туризме в Республике Алтай" установлено туристско-рекреационное планирование и зонирование (ст. 9), но не утверждено само понятие "туристско-рекреационный кластер", соответственно, не определены его нормативно-правовые полномочия (механизмы реализации, режим и т.д.). Поэтому необходимо обращаться к нормативным актам, исходящим от исполнительной власти, т.е. Правительства РА. Таким актом является Постановление Правительства РА от 11 июля 2018 года N 223 "Об утверждении Порядка создания территориальных кластеров в Республике Алтай". Территориальными кластерами в РА являются объединение предприятий, связанных отношениями территориальной близости и сферой производства и реализации товаров и услуг (пункт 2). В зависимости от целей создания и направлений экономической деятельности территориальный кластер определен как тип туристско-рекреационного кластера (далее ТРК).
Итак, ТРК - территориальный кластер, осуществляет свою деятельность на территории РА и работает в санаторно-курортной сфере, туризме и оздоровительной рекреации (пункт 3).
Но вот, что нам говорит федеральное законодательство. Упоминание туристско-рекреационного кластера мы находим в ФЗ от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ". В нем туристско-рекреационные кластеры утверждены как тип особых экономических зон: "Особая экономическая зона - часть территории РФ, которая определяется Правительством РФ и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны; Кластер - совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством РФ и управление которой осуществляется одной управляющей компанией".
В ФЗ №132 определены основные положения особой экономической зоны (далее ОЭЗ): ОЭЗ создаются в целях развития туризма, санаторно-курортной сферы (статья 3) на одном или нескольких участках территории; а также они могут располагаться на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в пределах территории одного субъекта РФ или территорий нескольких субъектов РФ. Увеличение площади особых ОЭЗ регулируется постановлением Правительства РФ.
В связи этим возникают опасения, что согласно ФЗ № 132 на территории Республики Алтай планируется создание ТРК типа особо экономической зоны. Если Правительство РФ имеет право увеличивать площадь ТРК ОЭЗ, то в перспективе не окажется ли вся территория Республики Алтай под ОЭЗ? Повлияет ли в ближайшей перспективе на государственный статус Республики Алтай ОЭЗ, если ОЭЗ имеет право объединять в одну ОЭЗ территорию разных субъектов?
И если это будет так, какая выгода федеральному, республиканскому, местному бюджету, если строительство объектов и инфраструктуры ТРК финансируется из бюджета, а тем временем инвесторы наделены льготным налогообложением от прибыли и имущества? Тем более, изменения законодательства РФ о налогах и сборах не применяются к резидентам.
А самое страшное, что ОЭЗ могут создаваться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных во владение и (или) в пользование гражданам или юрлицам, а также на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц. Указанные земельные участки должны принадлежать к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения либо земель населенных пунктов.
ТРК ОЭЗ также могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий и объектов или земель лесного фонда, земель сельскохозяйственного назначения (статья 5). Допускается включать в границы ОЭЗ земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленные во владение и (или) в пользование гражданам или юридическим лицам, а также земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц (п. 2, ст.5).
И согласно ст. 32. П. 4 Земельный участок, расположенный в границах особой экономической зоны, может быть изъят для государственных или муниципальных нужд в порядке, установленном законодательством РФ, в случае, если в соответствии с проектом планировки территории земельный участок предназначен для размещения линейного объекта, составляющего инфраструктуру особой экономической зоны, за исключением случаев, если размещение линейного объекта осуществляется на условиях сервитута.
А не получится ли так, что земли сельхозназначения, населенных пунктов, лесфонда будут изъяты для размещения линейных объектов ТРК? Не связана ли с ТРК инициатива комитета по туризму ГС-ЭК РА о строительстве объектов капитального строения на землях Лесфонда?
И это только малая толика вопросов, которые возникают, если тщательно изучить нормативно-правовые акты. Возможно, так трактовать закон не стоит, и все это всего лишь результат надуманной паники. Но наблюдая за тем, как у нас в Республике реализуются нацпроекты, строятся школы и утверждаются регоператоры, доверия, конечно нет никакого и ни к кому, а потому людям нельзя терять бдительности.

Интересный материал? Подпишитесь на наш канал в Telegram https://t.me/listock04 , чтобы получать больше интересных новостей.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 (2 голосов)